Сопровождение жизненного цикла

Жизненный цикл изделия (жизненный цикл продукции) — совокупность явлений и процессов, повторяющаяся с периодичностью, определяемой временем существования типовой конструкции изделия от её замысла до утилизации или конкретного экземпляра изделия от момента завершения его производства до утилизации (ГОСТ Р 56136-2014).

 

Является частным случаем жизненного цикла системы применительно к изделиям промышленного производства.

Стадии и этапы жизненного цикла

Жизненный цикл включает несколько стадий, то есть частей жизненного цикла, выделяемых по признакам характерных для неё явлений, процессов (работ) и конечных результатов.

 

Основные стадии жизненного цикла — это научные исследования, проектирование, производство, эксплуатация, утилизация. Они могут включать по несколько этапов, например:

  • Маркетинговые исследования;

  • Проектирование;

  • Испытания;

  • Планирование и технологическая проработка процессов изготовления;

  • Закупка материалов и комплектующих изделий;

  • Изготовление;

  • Приёмка;

  • Упаковка и хранение;

  • Продажа и распределение;

  • Монтаж и наладка;

  • Использование по назначению;

  • Техническое обслуживание и ремонт;

  • Послепродажная техническая поддержка (послепродажное обслуживание);

  • Утилизация и (или) переработка.

Планирование деятельности с учётом особенностей стадий и этапов жизненного цикла позволяет обеспечить безопасность продукции, уменьшить издержки, рационально спланировать работы на разных стадиях жизненного цикла изделий.

 

Управление процессами жизненного цикла современного высокотехнологичного изделия является сложной задачей и решается с помощью специализированных технологий и автоматизированных систем управления жизненным циклом.

Техническое обслуживание и ремонт

Техническое обслуживание и ремонт (ТОиР) — комплекс технологических операций и организационных действий по поддержанию работоспособности или исправности объекта при его использовании по назначению, ожидании, хранении и транспортировании. ТОиР могут быть как плановыми (регламентированными), так и неплановыми.

scheme.PNG

Основная цель ТОиР это предупреждение, своевременное выявление и устранение отказов и повреждений следующими мерами:

 

  • Контроль технического состояния инспекция в определенном объёме с определенной периодичностью;

  • Плановая замена элементов по достижении определенной наработки или календарного срока службы;

  • Плановая или в зависимости от технического состояния смазка, зарядка, заправка маслом, топливом иными специальными жидкостями и газами;

  • Плановый и неплановый ремонт для устранения отказов, предотказных состояний и повреждений.

Организация OSS Layer

Возможны разные способы планирования работ по ТОиР:

  • По событию — например, устранение поломки оборудования, используется, если себестоимость ремонта относительно низкая, а брак продукции, который получается в результате поломки оборудования, невысок и не повлияет на выполнение обязательств перед заказчиками;

  • Регламентное обслуживание — для оборудования с предусмотренными режимами и регламентами обслуживания, изначально предполагающего регулярное применение соответствующих мер по поддержанию работоспособности, такой вид обслуживания дает самый высокий процент готовности оборудования, но он и самый дорогой, поскольку реальное состояние оборудования может и не требовать ремонта;

  • По состоянию — экспертным путём или с помощью измерителей, установленных на оборудовании, проводится оценка состояния оборудования, и на основании этой оценки делается прогноз, когда это оборудование надо выводить в ремонт. Плюсы этого вида обслуживания — его себестоимость меньше, а готовность оборудования к выполнению производственных программ достаточно высока.

Регламентированное ТО включает в себя работы, выполняемые в соответствии с технической документацией в обязательном порядке после определенного пробега, наработки или временного интервала по заранее утвержденному регламенту.

 

К таким работам обычно относятся: замена смазки в агрегатах, замена некоторых быстроизнашиваемых и легкозаменяемых деталей, испытания сосудов и грузоподъемных механизмов, регулировка и наладка ответственных рабочих машин (например, подъемных машин), периодическое техническое обслуживание по специальному графику и т. п., а также проверка технического состояния оборудования при помощи средств технической диагностики и визуально. Работы по регламентированному ТО обычно сопровождаются остановкой рабочих машин и проводятся по специальному графику.

Нерегламентированное ТО включает в себя работы по чистке, обтяжке, регулировке, добавлению смазки, замене быстро изнашиваемых и легкозаменяемых деталей, и т. д. Потребность в этих работах выявляется при проведении периодических осмотров, мониторинга технического состояния с помощью диагностических систем и средств технической диагностики. Устраняются выявленные замечания во время технологических перерывов, переходов и обычно без остановки технологического процесса, или с кратковременной остановкой.

По видам и способам выполнения ремонт подразделяется на текущий ремонт — устранение отказов и повреждений путём замены износившейся составной части (кроме базовых) и капитальный ремонт — восстановление исправности (методами наплавки, напыления), при этом допускается замена любой составной части, включая базовые.

Организация работ по ТОиР

Организация комплекса работ по ТОиР на производственных предприятиях обычно реализуется созданием единого специализированного подразделения, руководитель которого несёт ответственность перед руководством предприятия за исправное (работоспособное) состояние всего оборудования.

 

В последнее время все чаще руководство компаний передает на аутсорсинг вопросы по техническому обслуживанию и ремонтам специализированным предприятиям, в связи с этим предлагаем Вам заключить договор сервисного сопровождения с ГК «Орелкомпрессормаш», который в своей деятельности, для информационной поддержки управленческих задач в области организации ТОиР и для автоматизации операций, используют модули ERP-системы и специализированные программные продукты (EAM-система, CMMS-система).